Проектирование и производство декораций для телевизионных студий

С появлением телевидения началась новая эра в жизни человечества, которая прошла стремительный эволюционный путь развития. Современным людям сейчас сложно представить себе день без просмотра фильмов, новостей, передач. Чтобы их увидеть и услышать, достаточно всего лишь включить телевизор, компьютер, планшет или телефон, но прежде чем дойти к конечному потребителю, информационный продукт «вынашивается» и создается в студиях с обязательным использованием разнообразных декораций для программ. К их обустройству подходят с особой тщательностью.
Съемочная площадка - сложная «экосистема», в которой все взаимосвязано, поэтому должно выглядеть и функционировать безупречно. Только при соблюдении этого условия зритель получает по-настоящему качественный продукт и становится постоянным потребителем. В «борьбе» за него менялись и обновлялись не только декорации телевизионных студий, но и сами площадки. Проследим историю их «эволюции».

Об истории телестудий.

В 1931 году было основано «Центральное телевидение Гостелерадио СССР». Студия всесоюзного и регионального вещания просуществовала 60 лет. В том же 1931 открыт «Московский радиоцентр». Первая экспериментальная телепередача была беззвучной. Осенью появился и канал в «звуке», который назвали «Телевидение имени Горького». Вещание на нем происходило по полчаса в день, передачи из Москвы длились по часу и велись 12 раз в месяц. Через 2 года, когда открылись перспективы электронного телевидения, радиоцентр стал «Всесоюзным радио». Позже появился Московский телевизионный центр (в 1939). В программе МТЦ - концерты, театральные спектакли, кинофильмы. Декорации для телевидения в то время были довольно примитивными. Все зависело от размеров павильонов. Если в большом Московском телецентре показывали спектакли с использованием театральных декораций, то в Ленинграде их заменяли нарисованные окна, мебель и т.д. Во время войны МТЦ не работал. Вещание возобновилось перед Днем Победы и продолжилось до 1949 года. Телепередачи отражали общественную и культурную жизнь в СССР, многие из них были посвящены науке и спорту. Три следующих года просуществовал «Московский отдел телевещания». Дата создания первой телестудии бывшего Советского Союза - 1951 год. Вещание «Центральной студии телевидения» происходило ежедневно. Первых 5 лет к зоне ее покрытия относилась только столица и Ленинград. Затем телевещание стало общесоюзным. В 1964 году советские зрители на своих экранах впервые увидели Олимпийские игры, которые проходили в Токио. Через год в телеиндустрии состоялся настоящий прорыв. Была осуществлена первая трансляция цветного изображения из Парижа в Москву. 1967 год - дата основания «Останкино». С этого момента стали регулярно выходить цветные передачи, в связи с чем требования к декорациям для телевизионных программ ужесточились. После развала Советского Союза студии также претерпели изменения. Современные съемочные площадки теперь оборудуются согласно последнему слову техники и действующим канонам.

Как создаются студийные декорации

Не существует универсального «рецепта», по которому можно быстро оформить павильон. Создание декораций для телестудии - сложная задача. Она требует от дизайнера-проектировщика знания специфики профессии и «законов», действующих только на территории павильона. Студийные декорации совершенно не похожи на интерьер обычного помещения. Картинки по обе стороны объектива кардинально отличаются между собой. Здесь срабатывают другие правила, решения и законы. Именно поэтому дизайнер, которому доверяют оформление студии, должен быть не просто хорошим, а лучшим в своей профессии. Ему нужно правильно отразить концепцию телепрограммы. Однако одним моделированием создание декораций не ограничивается. Нужно их создать, собрать, подготовить к эксплуатации и учесть некоторые важные нюансы. К примеру, камера «не любит» плоскую поверхность, поэтому декорации должны быть объемными, им «запрещается» блестеть и отбрасывать блики. Если в телестудии производится съемка новостной передачи, ее интерьер должен быть выдержанным, «спокойным». Это необходимое условие, при соблюдении которого внимание зрителя акцентируется на ведущем, а не на декорациях. Чтобы они выглядели простыми и стильными, их созданием должны заниматься профессионалы. Декорации на телеканалы развлекательного и спортивного характера имеют свои особенности. Они должны быть яркими, интересными, красивыми и отражать характер передач. Чтобы декорации не раздражали, а привлекали внимание зрителя, профессионалы применяют знания и опыт создания нужной атмосферы в студии. Однако это - не главные требования. Независимо от того, какие передачи будут сниматься в студии, декорации должны быть надежными, безопасными, прочными, устойчивыми, легкими. Предпочтительным является возможность осуществления быстрого монтажа и демонтажа. Весь реквизит, бутафория, мебель, задники и декорации должны сочетаться, дополнять общий стиль. Это - «золотые правила» оформления студии, которые будут актуальными во все времена.

 

  •