Искусство выставочного дизайна

Искусство выставочного дизайна: любой замысел грамотно материализует только опытный специалист

Все знают, что выставочная экспозиция – один из наиболее эффективных инструментов, используемых в проведении рекламных, брендинговых, ребрендинговых кампаний. Работающий, впечатляющий, удобный выставочный стенд – мечта любого предпринимателя, который берет на вооружение все возможное ради достижения результата - повышения продаж или совершения любых других необходимых действий со стороны целевой аудитории.

Особенности подхода к созданию выставочных экспозиций

Отношение к выставкам и даже подход к участию в них у всех предпринимателей сегодня различаются. Это не удивительно, с учетом достаточно сложной экономической и политической ситуации в стране.

  • Есть мнение, что это не мощный маркетинговый инструмент, а всего лишь элемент профессиональной «тусовки», где заводятся связи с целевой аудиторией – клиентами, партнерами.
  • Очень малая часть предпринимателей трезво оценивает роль выставок и выставочных стендов, в частности, понимая, что это работа на создание по-настоящему позитивного образа компании-экспонента.

Безусловно, положительное отношение к продукту формируется под воздействием целого ряда факторов, а не только выставочной экспозиции. При этом, во внешней среде именно стенд (павильон) способен точно воплотить замысел заказчика при соответствии реализации и понимания со стороны исполнителя.

Имеется в виду, что техническая и организационная часть полностью соответствуют креативной, а также эстетическому восприятию результата. Найдя опытного исполнителя, можно рассчитывать на:

  • точное определение идеи будущего стенда;
  • не менее точную ее реализацию ради превосходства на общем пространстве выставочного зала и целого комплекса.

Грамотный выбор дизайнера – одна из составляющих успеха для любого участника выставки.

Как работает дизайнер? Начало - общее знакомство с фирмой-заказчиком

Креатив – это что-то особенное. Он не поддается никакому определению, не влезает в среднестатистические рамки и схемы. Существует, однако, определенный стереотип, которому вполне можно следовать при создании будущей экспозиции.

Стартуют мероприятия по созданию художественно-архитектурного образа участника выставки со сбора подробной информации об экспоненте и анализа полученных данных.

  • Выбранный исполнитель погружается в изучение принятого корпоративного стиля заказчика.
  • Он исследует логотипы, торговые марки, слоганы, изучает видео-, аудиоматериалы, рекламные публикации в СМИ и многое другое, включая опыт участия в предыдущих мероприятиях.
  • Он оценивает не только общие положения, но и выявляет привычки, традиции, приоритеты заказчика.
  • На эти знания накладываются текущие и самые актуальные пожелания, изменившиеся нормы, требования, условия создания экспозиций по избежание недоразумений и конфликтных ситуаций.

Если это первая выставка, а корпоративный стиль находится на стадии разработки или утверждения, у дизайнера есть даже шанс сыграть ведущую роль в процессе презентации новой компании, фактически, стать вершителем ее судьбы. Это налагает на исполнителя еще больше ответственности. Тут важно проявить не только свои знания и умения, но и бережное отношение к заказчику: неудача при разработке концепции проекта выставочного стенда для стартапа исключена.

Место экспозиции: проводим анализ и оцениваем функциональное зонирование

Место выбирает не дизайнер, а участник экспозиции, исходя из своих финансовых возможностей, оптимизируя их, приводя в соответствие с целями и задачами. Бюджет, особенно сегодня, играет неизбежную и основополагающую роль.

Практически всегда принимается во внимание необходимость минимизации затрат, так что крайне редко дизайнеру достаются выигрышные позиции. Именно поэтому во главу угла ставится точный анализ экспоместа. Он позволит:

  • привязаться к площади;
  • оценить геометрию, конфигурацию, тип поверхности, высоту, возможности для отдельно стоящих стендов;
  • создать первое представление о перспективах освещения, звукового фона, водоснабжения и пр.;
  • соотнести будущий проект и предстоящие мероприятия с наличием соседних конструкций (стендов, включая головные, павильонов, рядов), мало- или нефункциональных зон и элементов (люки, колонны, арки, проходы, углы, щиты и так далее).

Далее проводится анализ экспонатов с выведением их оптимального и необходимого числа, соответственно размерам зон создаваемого стенда – рабочей, переговорной, технической, т.е. общим размерам презентационных площадей. Сюда входит оценка всех поверхностей (горизонтальные, вертикальные), подходящих для демонстрационных целей.

После этого определяется соотношение (вес) зон в соответствии с их значимостью. Принимается во внимание ориентация на:

  • продукт;
  • данные;
  • общение, консультации, переговоры,

В результате выводится точная категория стенда. Он может быть имидживым, торговым, комплексным (комбинированным, смешанным). Данная классификация очень важна при создании концепции экспозиции.

Концепция и художественно-архитектурное проектное решение

Определив функциональные зоны и их перспективное заполнение, специалист приступает  к наиболее ответственному этапу. Он:

  • разрабатывает концепцию будущей экспозиции;
  • формирует художественно-архитектурный проект.

В результате грамотной работы исполнителя появляется уникальное дизайнерское решение. Оно должно полностью удовлетворить потребности и требования экспонента с учетом целей, задач, корпоративного стиля, прежних традиций, имиджа, перспективных и ожидаемых результатов.

Данное решение должно также соответствовать техническим, финансовым, организационным возможностям клиента. Фактически, концепция, предложенная дизайнером, - это конкретика, воплощающая все, что в дальнейшем создаст гармонию, уникальность, атмосферу выставочной экспозиции.

При завершении данного этапа разработки заказчик получает художественно-архитектурный проект. Это эскизы, проекции стенда, план-схемы, т.е. все, что ложится в основу дальнейшей производственной деятельности тех, кто будет воплощать решения дизайнера в жизнь.

Технический проект

Следующий этап создания выставочного стенда – техническое воплощение дизайнерских проектных решений. Специалисту предстоит создать точную документацию, которая приблизит фантазии и идеи к материализации:

  • проводятся технические и коммуникационные расчеты (электросхемы, акустика, водоснабжение и пр.);
  • создаются рабочие чертежи;
  • готовится расчет нетиповых решений – конструктивных, монтажных, оформительских.

Вся суть технического проекта – привязка идей дизайнера к реальности, т.е. соединение технических и художественных направляющих. При выборе нестандартных конструкций данный этап создания выставочного стенда обретает еще большую значимость. Он требует особых решений – ноу-хау не только креативщиков, но и тех, кто воплощает идеи. Тут играют роль не только технические, но и маркетинговые знания в сфере строительных, отделочных, рекламных, осветительных, звуковых технологий и материалов.

Производство и монтаж: реализация чувственных и цифровых идей и расчетов

Как правило выбор заказчики останавливают на типовых сборно-разборных, модульных, масштабируемых конструкциях. Определяется тип выставочного оборудования, которое может быть:

  • каркасным (вертикальные стойки, ригели, конструктивные системы соединений);
  • бескаркасным (стенды-ширмы, вантовые и прочие конструктивы).

Грамотные разработчики при создании проекта предусматривают оптимизацию монтажа/демонтажа стенда, который предстоит проводить в самые кратчайшие сроки. Очевидно, что успешно пройти все вышеописанные стадии и подвести заказчика к наиболее успешному и эффективному результату способны только настоящие профессионалы с огромным практическим опытом.

Речь идет о годах практики, когда нарабатываются не просто навыки, а изучаются бесчисленные тонкости процесса. Именно эти знания позволяют создавать лучшие решения в сфере построения выставочных стендов – неповторимых, имиджевых, стильных, нацеленных на результат.